МОСКВА. Результаты работы российского АПК в этом году, несмотря на разразившийся сначала в мире продовольственный, а затем и финансовый кризис, часто сопровождаются определением "рекордный".
Рекордный урожай зерна (более 108 млн тонн), которого не было еще в истории новой России. Рекордный урожай кукурузы (6,3 млн тонн), которого не удавалось получить даже в хрущевские времена. Рекордный урожай подсолнечника (7,3 млн тонн), который привел к рекордному экспорту растительного масла. Серьезные сдвиги произошли и в животноводстве - производство мяса (в живом весе) за 11 месяцев, по данным Росстата, увеличилось на 7,3%, молока - на 1,1%.
Но по мере того, как уборка урожая продвигалась на восток страны, становилось ясно, что зерновой рекорд может обернуться для агропромышленного комплекса большими проблемами. Так, собственно, и получилось. Инфраструктура рынка оказалась не готова к такому валу зерна - для его перевозки не хватает транспорта, прежде всего, вагонов, для хранения нет достаточных мощностей элеваторов.
Да и ситуация на мировом рынке сыграла свою неблаговидную роль: рухнувшие цены не только сделали российское зерно неконкурентоспособным, но и "потянули" за собой цены на внутреннем рынке. Цены на фьючерсные контракты на пшеницу на Chicago Board of Trade (CBOT) снизились от пика в феврале (0 за тонну) до 6 за тонну в конце ноября. В России пик цен на пшеницу пришелся на апрель, когда тонна пшеницы 3-го класса стоила 9300 рублей, пшеницы 4-го класса - 9000 рублей. К концу ноября цены снизились соответственно до 4325 и 3350 рублей.
В этих условиях правительство РФ бросилось спасать ситуацию. Меры по поддержке зернового производства обсуждались на самом высоком уровне. Большинство из них ранее в России не применялись.
Под обломками рухнувших цен
"Когда говорим о рекордном урожае этого года, то одна сторона головы радуется, другая думает над тем, как его реализовать", - заявил "Интерфаксу" председатель аграрного комитета Госдумы Валентин Денисов.
А президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский вообще считает, что в российском АПК две беды - неурожай и хороший урожай. "Причем хороший урожай - беда побольше, он породил много проблем", - заявил он, пояснив, что "цены обрушились и подорвали стимулы для ведения расширенного воспроизводства". "Крестьяне в этом году серьезно вложились в агротехнологию, и именно это помогло им получить высокий урожай", - заявил он.
Но в будущем году они могут этого не сделать. В некоторых регионах цены на зерно стали ниже себестоимости его производства, зерно не находит сбыта по достойным ценам. Да и хранить его в нормальных условиях имеют возможность далеко не все производители.
Проблему обострил и финансовый кризис. Кредиты на подготовку к весенне-полевым работам для крестьян стали малодоступны.
По оценке Минсельхоза РФ, потребность АПК в кредитных ресурсах на сезонную оперативно-хозяйственную деятельность, включая затраты на животноводство, составляет 335 млрд рублей.
Как считает А.Злочевский, излишки зерна в России в этом году могут составить как минимум 30 млн тонн. Порядка 22 млн тонн из них, прогнозирует он, могут быть экспортированы. "Причем в первой половине года для стабилизации необходимо вытолкнуть из страны 10 млн тонн зерна", - добавил он.
В этом случае, считает А.Злочевский, переходящие запасы зерна к 1 июля 2009 года составят 18,8 млн тонн, что более чем в два раза выше, чем на 1 июля 2008 года. Это очень много, заметил он, напомнив, что по рекомендации ФАО (сельскохозяйственная и продовольственная организация ООН), переходящие запасы должны составлять 15-17% от уровня потребления зерна в стране. "У нас же этот показатель почти 30%", - заявил он.
Сложившаяся ситуация опасна тем, что в условиях дефицита средств крестьяне не смогут в полном объеме и на необходимом агротехническом уровне провести полевые работы и сократят посевные площади. По предварительным оценкам, яровой зерновой клин может уменьшиться на 1,5-2 млн га. Но не исключено, что эти цифры и возрастут. В этом году зерновой клин в стране составил 45,6 млн га.
Как прогнозирует основатель группы компаний "Агрохолдинг" (один из крупных производителей мяса птицы в России) Александр Четвериков, из-за финансового кризиса к весне 2009 года банкротами могут стать до 20% хозяйств. Им не смогут помочь и крупные агрохолдинги, которые в сегодняшних условиях замораживают инвестиционные программы.
Негде хранить, не в чем возить
Высокий урожай и рухнувшие цены уперлись в этом году еще в одну проблему зернового комплекса страны. Речь идет о слабой инфраструктуре рынка, прежде всего, о дефиците элеваторов и о практическом отсутствии логистики. Причем заговорили об этом не только на внутрироссийском, но и на международном уровне.
Осенью этого года Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) провел в Москве международную конференцию "Российский сельскохозяйственный потенциал: роль России в мировом производстве продовольствия". Как заявил на ней президент ЕБРР Томас Миров, Россия имеет большой потенциал для решения продовольственных проблем не только внутри страны, но и для смягчения последствий продовольственного кризиса в мире. "В России есть 6 млн га земли, которые можно вернуть в сельскохозяйственное производство без значительных финансовых вложений и повысить производство зерна до 120 млн тонн", - пояснил он.
Однако возможности расширения производства продовольствия, прежде всего, зерна, сдерживаются из-за слаборазвитой инфраструктуры рынка. "Требуются большие инвестиции в развитие элеваторного хозяйства, транспортной системы", - отметил он.
По словам А.Злочевского, и экспорт, и внутренний рынок не обеспечены достаточными инфраструктурными возможностями. Экспортная инфраструктура в настоящее время способна обслужить 22 млн тонн зерна, что на 8 млн тонн меньше имеющихся излишков.
Как подчеркнул А.Злочевский, "задачи по развитию инфраструктуры рынка должны быть заложены в государственной политике, иначе никакого смысла в наращивании производства зерна не будет". С тем, что российская инфраструктура не готова к обслуживанию высокого урожая зерна, согласен и генеральный директор Института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) Дмитрий Рылько. По его словам, необходима радикальная перестройка взаимодействия мощностей по хранению зерна и его транспортировке.
К тому же у нас более высокие, чем в других странах, в частности, в США, тарифы на перевозку зерна. По словам Дмитрия Рылько, для перехода на новую систему, на формирование транспортных маршрутов многим странам мира потребовалось 20-25 лет. "У нас такой возможности нет, нам нужен рывок, чтобы сделать это в течение трех-пяти лет", - заявил он.
Пять спасительных мер для экспорта
О том, что спасением для рынка зерна может стать активизация экспорта, Зерновой союз начал говорить задолго до окончания уборки урожая. При этом он настаивал на государственной поддержке экспортных операций. Но реальные признаки того, что его предложения будут поддержаны и ситуация сдвинется с мертвой точки, появились после встречи президента Дмитрия Медведева с активом Российского аграрного движения в ноябре. Затем эти же вопросы были обсуждены и на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова.
По словам А.Злочевского, правительство поддержало все меры, предложенные Зерновым союзом. Он сформулировал пять мер по активизации экспорта зерна - прямые экспортные субсидии, ускоренный возврат НДС экспортерам, снижение железнодорожных тарифов и стоимости услуг экспедиторов, удешевление перевалки зерна в портах и предоставление связанных кредитов странам-импортерам зерна.
Говоря о возможности введения прямых государственных субсидий на экспорт зерна, он заявил, что их размер будет зависеть от того, какие меры в конце концов будут приняты. По его оценке, в настоящее время внутренние цены на зерно в РФ на 1400 рублей за тонну выше мировых. "Эту дырку можно закрыть разными мерами - и от того, какие меры будут приняты, рассматривается размер субсидий", - заявил А.Злочевский. Он считает, что ускоренный возврат НДС экспортерам позволит сэкономить как минимум 65 рублей на тонне, экономия на услугах экспедиторов - до 50 рублей, на снижении тарифов на перевалке - до 150 рублей и железнодорожных тарифов - до 400 рублей. Таким образом, за счет этих мер можно компенсировать экспортерам до 665 рублей за тонну, остальная сумма должна субсидироваться, считает глава Зернового союза.
Предложенные Зерновым союзом меры актуальны и в связи с усиливающейся конкуренцией на мировом рынке зерна. Ближайшими конкурентами России А.Злочевский назвал страны ЕС, США и Украину.
В итоге российское правительство обсуждает возможность выделения 10 млрд рублей на поддержку экспорта 10 млн тонн зерна, которые необходимо вывезти из страны в первом полугодии 2009 года.
Интервенции или залоговые операции?
Рекордный урожай зерна в этом году заставил правительство вмешаться и в процесс ценообразования на внутреннем рынке. Иными словами - включить механизм закупочных интервенций. В отличие от прошлых лет в перечень закупаемого зерна вошли фуражная пшеница и ячмень, а в конце года и кукуруза.
Причем если на первом этапе речь шла о необходимости закупить в интервенционный фонд 6-8 млн тонн зерна, то потом задача повысилась до 10 млн тонн. А в конце минувшей недели министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев заявил, что теперь поставлена задача - приобрести около 20 млн тонн. Дополнительное увеличение уставного капитала "Россельхозбанка" на 45 млрд рублей "полностью соответствует масштабной задаче по стабилизации цен на зерно", сказал министр. Первоначально на проведение закупочных интервенций было выделено 36 млрд рублей.
О том, что средства на закупку зерна на внутреннем рынке будут увеличены, премьер Владимир Путин впервые заявил во время общения с россиянами 4 декабря этого года.
Однако задействованный механизм пока работает со скрипом. И дело не только в небольшом объеме закупленного государством зерна. Проблемой стало то, что большая часть этого зерна пока не заложена на хранение на аккредитованные элеваторы. В связи с этим Минсельхоз принял решение закупать зерно каждый рабочий день вместо трех дней в неделю. Кроме того, Агентству по регулированию продовольственного рынка (госагент по закупкам зерна), Россельхозбанку и Россельхознадзору дано указание в праздничные дни, с 1 по 10 января, принимать купленное зерно и оформлять все необходимые документы, чтобы сократить разрыв между купленным и оплаченным зерном.
Вместе с тем эксперты считают, что более эффективным механизмом регулирования внутренних цен являются залоговые операции с зерном. В настоящее время пакет документов об их проведении находится на согласовании в Минфине. По этому вопросу планируется принять постановление правительства.
По мнению вице-президента Зернового союза Александра Корбута, залоговые операции не только позволят сельхозпроизводителям получить дополнительный доход, но и дадут возможность стабилизировать ценовую ситуацию на рынке, исключив пиковые колебания цен.
Он отметил, что в плане по корректировке госпрограммы развития АПК предусмотрено, что объем залоговых операций с зерном к 2012 году должен составить 900 тыс. тонн. "Это очень мало, - считает А.Корбут. - Чтобы отладить механизм, надо использовать его в нескольких регионах, и объем залоговых операций должен сразу составлять как минимум 0,5-1 млн тонн зерна". И далее объем залоговых операций можно доводить до десятков миллионов тонн, добавил он.
А.Злочевский считает, что залоговые операции могут проводиться параллельно с интервенциями. Причем часть средств, выделяемых на интервенции, может быть направлена на залоговые операции.
Цены на зерно: первые признаки роста
Принятые государством меры, прежде всего, закупочные интервенции, позволили несколько изменить "пикирующую" в последние месяцы динамику цен. В середине декабря появились, пока, правда, слабые, признаки роста.
По данным Минсельхоза на 22 декабря, цена на продовольственную пшеницу третьего класса в азиатской части страны составила 4988 рублей за тонну. Неделю назад цена составляла 4788 рублей за тонну. Цена на фуражную пшеницу в этом регионе увеличилась за неделю с 3482 рубля до 3642 рубля за тонну.
В европейской части страны рост цен скромнее, но, тем не менее, тенденция наметилась. Продовольственная пшеница третьего класса здесь подорожала с 4308 рублей за тонну до 4352 рубля, фуражная - с 2394 рублей до 2427 рублей.
Как заявил глава ООО "ПроЗерно" Владимир Петриченко, самым ярким примером является зерновой рынок Западной Сибири, где увеличение предельных интервенционных цен и объемов закупок за месяц подняли рыночную цену на пшеницу 3-го класса, а это самый главный товар, на 500 рублей за тонну, или на 11%.
В свою очередь А.Гордеев считает, что ситуация на зерновом рынке России нормализуется к февралю и цены на зерно будут справедливыми и экономически выгодными.
По его словам, Россельхозбанк готов потратить на закупку зерна до 70 млрд рублей. Министр заявил, что выделенных государством средств хватит на то, чтобы сформировать интервенционный фонд в объеме до 20 млн тонн зерна.
Что делать?
Как считает председатель аграрного комитета Госдумы Валентин Денисов, избежать катаклизмов на продовольственных рынках страны и, прежде всего, на зерновом, можно с помощью так называемых индикативных цен, которые определяются в начале сельхозгода. Если это будет сделано, то, как заявил В.Денисов, абсолютное большинство сельхозпроизводителей, которые занимаются выращиванием зерна, уже в марте будут знать, сколько и чего посеять, и сразу же могут просчитать результат. "Индикативные регуляторы применяются во всех развитых страна, это нормальная практика, и в России ее надо вводить", - заявил он.
В.Денисов напомнил, что в соответствии с Госпрограммой развития сельского хозяйства на 2008-2012 годы предусмотрена подготовка ежегодных Национальных докладов о ситуации в агропромышленном комплексе. Первый из них будет подготовлен и представлен в правительство РФ в 2009 году. "Это будет достаточно объемный документ с подробными данными, анализом и с большими приложениями, а также с предложениями о том, какие меры необходимо принимать для совершенствования агропродовольственной политики, повышения эффективности работы АПК и улучшения продовольственного обеспечения страны", - заявил он.
Комментариев нет:
Отправить комментарий